Почти 15 лет назад Павел Николаевич подумал, что колесо истории неумолимо катится во времени и пространстве, а под ним стремительно уходят в небытие заброшенные деревни, старые дома, где печка всегда была центром любого дома, и тем самым теряем не только частицы нашей истории, но и частицы нашего декоративно-прикладного искусства. А ведь художественно оформленная печная дверка определенным образом восполняла стремление человека к прекрасному.
По мнению калужского краеведа Андрея Анатольевича Бауэра, — «… украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия к виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик».
Печное литье, в результате которого появились плиты, колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушины, заслонки и так далее всегда были традиционным производством на металлургических заводах России. С учетом большого спроса, объем производства постоянно рос, но одновременно и обострялась конкуренция, которая в итоге заставила промышленников подумать о необходимости сделать свою продукцию более привлекательной. И выход был найден в художественном оформлении, а именно в декорировании.
Владельцы чугунно-литейных заводов постоянно выставляли данные предметы на различных выставках, где они завоевали различные призы не только как предметы хозяйственного назначения, но и как произведения декоративно-прикладного искусства. Открыв печную дверку – Павел Николаевич открыл для себя целый пласт истории Царской России, Советского Союза, некоторых европейских стран, тесно связанной с развитием промышленности.
Если печные дверки, произведенные до 1917 года, были богато украшены различными орнаментами, античными сюжетами из Древней Греции и Рима, изображениями охоты, быта, воинских доспехов, то на печных дверках советского периода основным элементом декора были пятиконечная звезда, а также серп и молот.
Однако и в этот период были созданы печные дверки, которые по своим художественным достоинствам не уступают печным дверкам царского периода, например печные дверки Каслинского завода, или дверки эпохи соцреализма.
Интереснейшую информацию о нашей стране в контексте данного периода можно получить из названий артелей, заводов, наименований городов. Собирая печные приборы, Павел Николаевич столкнулся с тем фактом, что в мире не существует специального названия этому виду коллекционирования, поэтому, в дальнейшем, Павел Николаевич будет использовать словосочетание «ЗАСЛОНТЕКА» для обозначения коллекционирования печного литья.
Изучая историю печных приборов, Павел Николаевич обратил внимание на тот факт, что они, как магнит, притягивают к себе документы, таблички, эмблемы, медали, открытки, либо имеющих отношение к производству, где печные приборы были изготовлены, либо к изображенным на них сюжетам.
Так появилась небольшая коллекция художественных открыток с репродукциями картин, где художниками были нарисованы печь, камин, очаг или обычные санки. По мнению Павла Николаевича, данные элементы картин во многом придавали им смысл, отображали идею и настроение. Еще одна коллекция была собрана из памятных медалей, выпущенных в честь юбилейных дат предприятий, где в свое время выпускались также и печные приборы.
По принципу принадлежности к указанным предприятиям собралась и небольшая коллекция табличек, которые ставились на выпускаемую ими продукцию. Данные предметы являются для Павла Николаевича одним из источников определения принадлежности того или иного производства к вышестоящему ведомству или организации. Открывая печную дверку, Павел Николаевич не только открыл ранее неизвестные для себя страницы истории Государства Российского, но и встретил на своем пути любителей старинных вещей из Кирова, Белгорода, Нижнего Новгорода, Ярославля, станицы Вешенской, Гагарина и многих других городов России, Республики Беларусь и Латвийской Республики. Регистрация
Вход свободный.
Оплата: Бесплатно
Учреждение: Нотно-музыкальная библиотека №17 имени П.И. Юргенсона