Новости

Первая сеть автоматических станций по выдаче книг создана в Москве

Инновационные возможности в сфере знаний и культуры теперь доступны для горожан в любое время и день недели. Книгоматы способны самостоятельно выдать и принять книгу без привлечения библиотекаря.

В рамках усовершенствования библиотечно-информационного обслуживания населения в городе появились книжные станции. Книгомат – это новая автоматическая библиотека, которая сможет удовлетворить потребность в чтении у москвичей быстро и удобно.

Выдача книг осуществляется с помощью единого читательского билета. В книгоматах представлен широкий диапазон выбора литературы столичных библиотек. Это отечественная и зарубежная классика, произведения школьной программы и научно-популярные книги. Для аудитории самых разных возрастов доступны издания в популярных жанрах фантастики, детектива и триллера, исторической прозы, а также иллюстрированные книги для детей дошкольного возраста. За первую неделю после открытия из автоматических библиотек взяли книги более 120 раз.

Все желающие сэкономить время и получить книгу без обращения в библиотеки уже могут воспользоваться книгоматами в парках Москвы:

- Парке Горького, «Музеон», ул. Крымский Вал, д.2, метро Октябрьская и Парк Культуры.

- Парке 50-летия Октября, ул. Удальцова, д.22а, метро Проспект Вернадского.

- Парке «Бабушкинский», Менжинского ул., д.6, стр.3, метро Бабушкинская.

- Парке им. Ю.М. Лужкова, пр-кт. Андропова, д.58А, метро Каширская.

Каждый книгомат вмещает порядка 350 книг и доступен для использования круглый год. Информация о книге, взятой в книгомате, отобразится в кабинете читателя в сервисе «Библиотеки Москвы» на mos.ru и в мобильном приложении «Moй id».

«Принцип работы книгомата практически такой же, как у привычных многим жителям вендинговых аппаратов с кофе: взять книгу можно в несколько кликов во время прогулки в парке, по пути домой или на работу, в любой удобный момент. А благодаря интеграции с автоматизированной библиотечной системой сведения об издании, полученном в книгомате, сохранятся в профиле читателя. Это в том числе позволит не пропустить срок возврата книги – дата будет отображаться в сервисе «Библиотеки Москвы» на mos.ru и в карточке единого читательского билета в приложении "Мой id"», – рассказал Борис Фролов, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы.

Воспользоваться книгоматом можно в несколько простых шагов. Пользователю понадобится отсканировать штрихкод единого читательского билета или ввести его номер, а затем выбрать действие: взять книгу. После чего можно ознакомиться с каталогом литературы и применить фильтры по автору, тематике и возрастному ограничению. Послевыборакниги останется только получить её из ячейки.

Если единого читательского билета нет, на экране книгомата можно отсканировать QR-код – пользователь будет направлен к услуге оформления ЕЧБ на mos.ru. https://www.mos.ru/pgu2/landing/1509903/ Штрихкод ЕЧБ доступен в кабинете читателя в сервисе «Библиотеки Москвы» и в мобильном приложении «Мой id».

Арендовать литературный экземпляр можно не более чем на 30 дней. Но если этого времени оказалось недостаточно, можно продлить срок хранения книги удаленно через сервис «Библиотеки Москвы».

Вернуть книгу необходимо в тот же книгомат, в котором читатель её взял. Чтобы это сделать, достаточно отсканировать штрихкод единого читательского билета или ввести его номер, после чего выбрать действие: вернуть книгу. Далее читателю нужно отсканировать RFID-метку –миниатюрную этикетку с микрочипом, которая размещается на внутренней стороне обложки. После этого откроется ячейка книгомата, куда можно положить книгу.

Книгоматы стали частью большой библиотечной инфраструктуры города Москвы, возможностями которой горожане могут пользоваться, оформив единый читательский билет. Это можно сделать в любой библиотеке или на портале mos.ru по ссылке. Оформить его могут пользователи старше 14 лет. За детей младше 14 лет заявление подают родители или законный представитель.

Сервис поиска и онлайн-бронирования книг «Библиотеки Москвы» запущен на портале mos.ru в апреле 2021 года. С его помощью можно посмотреть в какой из городских библиотек есть нужное издание, забронировать его онлайн и забрать в удобной библиотеке. Сервис позволяет перенести дату возврата книги онлайн, узнать о новых поступлениях в книжные фонды, о ближайших мероприятиях в библиотеках и культурных центрах, а также предоставляет персональные рекомендации книг на основе интересов пользователя. Проект реализуют столичные Департамент информационных технологий и Департамент культуры.

Внедрение цифровых решений в сфере культуры соответствует задачам национального проекта «Культура» и регионального проекта города Москвы «Цифровая культура».


Подробно на сайте